Skip Navigation Links

5 февраля 2016 / Горнолыжный спорт

К 60-летию нашей первой олимпийской медали: "Бронзовые розы" или как страшная боль не помешала уникальному триумфу Евгении Сидоровой

Советская горнолыжница Евгения Сидорова осталась единственной и неповторимой. Лишь ей удалось выиграть олимпийскую медаль для СССР в горнолыжном спорте. Причём – с одной рукой. Как это было - в материале сайта championat.com.

...Евгения Сидорова пришла к успеху во многом вопреки. По всем раскладам она никак не должна была стать призёром Олимпиады. Но она была человеком, который не обращает внимания на обстоятельства, а перестраивает их под себя. Такими же были и её "бронзовые" олимпийские выступления 60 лет назад в итальянской Кортине, где ровно 60 лет назад - именно 5 февраля 1956 года завершились зимние Олимпийские игры...


Догнать и перегнать Запад

Как известно, советские спортсмены дебютировали на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. При этом немногие знают, что первый олимпийский старт на самом деле мог состояться в том же году, но быть не летним, а зимним. Насчёт Олимпиады в Осло у спортивных чиновников были серьёзные планы, но помешало мнение, что общий успех команде СССР отнюдь не гарантирован. В том числе и потому, что в одном из медалеёмких видов спорта – горных лыжах – мы в ту пору отставали от элитных спортсменов на чудовищное расстояние.

Лишь за три года до следующей зимней Олимпиады - в Кортина Д’Ампеццо в СССР появились современные горнолыжные трассы с подъёмниками. А советские спортсмены стали выезжать на чемпионаты мира – для начала как наблюдатели. Наиболее способной ученицей оказалась Евгения Сидорова. Москвичка имела потрясающую технику от природы, позволяющей не терять времени на самых сложных участках трассы. Как только наши горнолыжники получили возможность участия в международных соревнованиях, Сидорова поразила всех, начав привозить медали одну за одной. Были покорены норвежский Хольменколлен и чешское Нове-Место.

Роковые горы

А затем Сидоровой повезло, но тогда она ещё об этом не знала. Всю позднюю осень 1955 года советская команда провела на Эльбрусе на высоте 4 200 метров в неотапливаемой базе «Приют». Их единственными соседями были… четыре маленьких ишака, которые, как только выдавалась хорошая погода, подвозили спортсменам дрова и продукты. Постоянный ветер и непогода смешали все тренировочные планы и нарушили циклы. Вдобавок эффект высоты тогда был мало изучен. И сейчас-то даже самые опытные наставники, бывает, промахиваются с горной подготовкой, что потом выходит боком их подопечным, что уж говорить о давних временах. Тренер сборной Юрий Преображенский впоследствии вспоминал: «Только перед Олимпиадой мы поняли, какую злую шутку сыграли тренировки на Эльбрусе». Получилось, что на 100% перед Играми в Италии была готова только Евгения Сидорова, которая пропустила высокогорный сбор из-за болезни.

Конец мечтам?

То, что Сидорова находится в очень хорошей форме, подтвердилось на предолимпийских соревнованиях в швейцарском местечке Гринденвальд. Там советская слаломистка замечательно прошла первую попытку, завершив её с лучшим временем. Но солнце, подтопившее трассу, спутало карты – по мягкому снегу ехать было очень тяжело, и Сидорова, стартовавшая как лидер последней, не справилась, проехав мимо ворот. Кувырок через голову выглядел опасно, но всё обошлось. Хоть и осталась Евгения без медалей, зато смогла сравнить себя с сильнейшими и понять, что может их обыгрывать.

Несчастье случилось уже в Италии. За четыре дня до старта первой дисциплины – гигантского слалома — Евгения Сидорова тяжело упала на тренировке. Сразу стало ясно: дело серьёзное. Рука совершенно не поднималась, о том, чтобы держать палку, не могло идти и речи. Пока товарищи соревновались, наша слаломистка была лишь зрителем, посвящая время просмотру соревнований да посещению врачей. Глава Всесоюзного спорткомитета Николай Романов запретил ей даже думать о стартах. Но перед слаломом она сама подошла к тренерам и сказала: «Я не хочу быть в Кортине туристом и буду участвовать в завтрашних соревнованиях, чего бы мне это ни стоило».

Финиш с потерей сознания

…Мазать лыжи Сидорова любила сама, но в таком состоянии сделать это она не могла при всём желании. Палку намертво зафиксировали в правой руке. В первой попытке Евгения показала третье время, разделив виртуальную бронзу с итальянкой Минуццо. Этот промежуточный успех словно сбросил оковы с советской горнолыжницы – она поняла, что даже с травмой способна быстро ехать. И во второй попытке помчалась так, что фоторепортёры не успевали запечатлеть её ход. Запоздало анализируя, можно понять, что пройди она дистанцию чисто, если не на победу, то на второе место точно могла бы рассчитывать – австрийку Регину Шопф она обошла бы наверняка. Но на нижнем участке за шесть ворот до финиша Сидорова упала, именно на больную руку. Находясь в состоянии шока, она мгновенно взлетела на ноги и стала набирать скорость, толкаясь в горячке травмированной рукой. Сразу же после финиша Евгения потеряла сознание от нестерпимой боли, и Романов увез её на машине в больницу. А Сидорову больше заботило, сколько секунд она потеряла при падении – две, три, четыре? Ведь после неё стартовали ещё три спортсменки. К сожалению, в публичном доступе полной записи её выступления не сохранилось, и сейчас мы можем только делать предположения.

Показанного времени хватило для медали. Джулианна Минуццо, любимица всей Италии, которой доверили честь произнести на церемонии открытия олимпийскую клятву, от близости медали разволновалась и насобирала по трассе кучу ошибок, проиграв Сидоровой 0,2 секунды. А вечером в торжественной обстановке нашим олимпийским чемпионам вручали букеты цветов. Приглашена была на вручение и Сидорова. Романов отдал ей букет со словами: «Он твой по праву. Эту бронзу приравниваю к золоту».

Следующей олимпийской медали в горных лыжах нашей стране пришлось ждать 38 лет…

Евгения Сидорова. Фото с сайта championat.com

к списку материалов